
Ещё 12 ноября на станции Новки-1 Владимирской дистанции пути электромеханик Белов выявил на стрелочном переводе неисправность – сверхнормативный люфт в шарнирном соединении электропривода. Как пояснил на разборе начальник Горьковской дороги Анатолий Лесун, ничего никому не сообщив и не внеся неисправность в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой (ЕК АСУИ), электромеханик сам решил исправить неполадку. Перед ремонтом провёл подготовку для смены шарнира шибера.
«Электромеханики Белов и Михайлов 16 ноября в 13.52 без запроса разрешения у дежурного по станции, без выключения стрелки электрической централизации, без оформления каких-либо записей приступили к замене шарнира шибера на электроприводе остряка стрелки, – сообщил Анатолий Лесун. – Получив сообщение по парковой связи о приближении по первому главному пути грузового поезда, электромеханики, не закончив работы, отошли в сторону, не приняв каких-либо мер к экстренной остановке состава».
В 14.07 тяжёлый грузовой электровоз на скорости 72 км/ч проехал по стрелке, произошло горизонтальное смещение ведущей планки с внешнего замыкателя с выходом из оцепления кляммера и последующего отставания геоостряка от рамного рельса. Колёса провалились внутрь колеи, сошёл с рельсов локомотив и 34 вагона с мазутом. Более 9 тыс. кв. м площади залило нефтепродуктами, которые убирают до сих пор.
Уже после схода электромеханики сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) пытались восстановить крепление шибера и контрольных тяг на этой стрелке.
«Основной причиной крушения явилось нарушение технологии производства работ по замене шарнира шибера электропривода», – гласит заключение комиссии. Возбуждено уголовное дело, идёт следствие. По квалификации теперь уже подследственных никаких вопросов нет: оба трудились на железной дороге более 10 лет, имели соответствующее образование, подготовку, допуски и хорошо знали, что так работать нельзя.
«Такие работы требуют обязательного прекращения движения, поэтому здесь нарушены все процедуры, – подчеркнул первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк. – Электромеханики предполагали, что будет «чужое» технологическое «окно», и пытались выполнить свои работы без уведомления причастных. Если бы дежурная по станции была оповещена о работе, то она, конечно, не пропустила бы состав. Здесь нужно добиться того, чтобы людям просто и в голову не пришло сделать так, как это было сделано».
Владимирская дистанция СЦБ считается хорошим предприятием, занимает первое место в Горьковской дирекции инфраструктуры и 18-е – по всей сети по итогам III квартала. Это высокий показатель. Однако в данном случае свою роль сыграл человеческий фактор, ведь при выявлении неисправности работникам СЦБ, очевидно, показалось долгой и трудной процедурой оформление прекращения движения. То, что это необходимо, потому что перерыв отражается сразу на многих хозяйствах компании и все в данном случае должны действовать согласованно, явно не было принято во внимание. Всё это предположения, потому что в РЖД не удалось получить от электромехаников объяснения своих действий.
«Электромеханики СЦБ даже не придумывали каких-то сложных путей обхода барьерных функций, они просто проигнорировали требования и инструкции, – подчеркнул Олег Белозёров. – Риски на таких участках нужно подвергать тщательному и объективному анализу и оценке. В то же время нужно обеспечить полную защиту от человеческого фактора. Поэтому необходимо закрепить принципиально новую модель диагностики устройств СЦБ и доработать порядок допуска ответственных работников компании к выполнению своих должностных обязанностей».
В компании решили действовать тремя путями. С одной стороны, максимально повысить защиту инфраструктуры. В частности, будет рассматриваться предложение о том, чтобы в 718 стрелочных переводах, рассчитанных на скорость до 160 км/ч, ввести дополнительные элементы, которые будут контролировать ненадлежащее положение устройств СЦБ и в автоматическом режиме предотвращать возможность движения по таким участкам, а также ряд других мер. Во-вторых, силами руководства предприятий и профсоюза будет проведена определённая работа с людьми по программе, условно называемой «Культура правды». Здесь задачей станет изменение самого подхода к мотивации труда, когда выявление неисправности не приводит к наказанию даже в опосредованной форме, – за непредумышленную ошибку не наказывают. А вот ложь и намеренное введение в заблуждение гарантированно приводят к неприятным последствиям. Последнее особенно важно, поскольку оказалось, что при анализе информации о ремонтах, о запрашиваемых «окнах», об отключении электропитания можно было понять, что в дистанции не всё так уж и гладко, как следовало из имеющихся рейтингов.
И в-третьих, руководители компании и подразделений ещё раз проанализируют и скорректируют рабочие инструкции в различных сферах, чтобы сотрудники имели достаточно времени на ремонтные операции, увязав их с нужными типами «окон» и прекращением движения.
https://www.gudok.ru/content/infrastructure/1546018/