БРЖДК_v2.0
Добавлено: 18 дек 2013, 14:01
Россия приступила к созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), аналог которых состоял на вооружении РВСН Вооруженных Сил СССР и России с 1987 по 2005 год
БЖРК были сняты с вооружения по условиям российско-американского Договора СНВ-2 от 1993 года. Из этого договора Россия вышла в 2002 г. в ответ на выход США из Договора о ПРО.
Подвижность как способ защиты
Самые первые советские межконтинентальные ракеты Р-7, на основе которых было создано прославленное семейство ракет-носителей, запускались с открытого старта. Недостатки этого способа были очевидны – ракету мог вывести из строя любой осколок или просто ударная волна от взорвавшейся поблизости обычной бомбы. Ядерный боеприпас мог вывести из строя такую пусковую установку даже при подрыве на расстоянии в несколько километров.
Следующее поколение МБР уже устанавливали в шахтах, из которых ракеты поднимались наверх перед пуском и стартовали с поверхности. Наконец, к середине 60-х пришла очередь защищенных шахтных пусковых установок – ракеты, несущие боевое дежурство, защищались многометровой толщей фортификационного железобетона и десятками сантиметров брони. Подвешенные в транспортно-пусковых контейнерах внутри шахт, ракеты были способны пережить ядерный взрыв в непосредственной близости от позиции, и стартовать в ответном ударе.
Тем не менее постепенно растущая точность как ядерных, так и обычных боеприпасов заставила вновь поднять ракеты на поверхность – но теперь уже с их использованием с мобильных пусковых установок. В 70-х годах в СССР началось развертывание подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) а в следующем десятилетии - и боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Преимущество ПГРК – способность к развертыванию практически в любой местности. Преимуществом железнодорожных комплексов стала высокая мобильность – за сутки «ядерный поезд» мог уйти на полторы тысячи километров от базы, а то и дальше.
Оба вида комплексов при этом были весьма сложны для обнаружения. Тягачи ПГРК, конечно, очень сложно спутать с чем бы то ни было, но огромная площадь районов рассредоточения в сочетании с характерными для России погодными условиями (значительная часть территории постоянно покрыта облаками) и узким полем зрения разведывательных спутников давала все шансы на успешный выход из-под наблюдения.
«Ядерные поезда», построенные на основе стандартных вагонов, также сложно обнаруживались в мешанине узловых станций и перегонов, хотя и были жестко привязаны к «железке».
По Договору СНВ-2 1993 года Россия должна была списать БЖРК. В 2002 году в ответ на выход США из Договора о ПРО 1972 года, Россия вышла из СНВ-2, однако остановить процесс списания было уже практически нереально. Кроме того, ситуация усугублялась украинским происхождением ракеты РТ-23УТТХ (SS-24 Scalpel). В результате к 2005 году БЖРК были окончательно сняты с вооружения.
Старая концепция с новой ракетой
О возможности возвращения к БЖРК заговорили в конце 2000-х годов, после появления ракеты РС-24 «Ярс». 45 тонн стартовой массы «Ярса» делают его куда лучшим кандидатом на железнодорожное базирование по сравнению со стотонным «Скальпелем». Хорошим решением может стать создание железнодорожного варианта РК «Авангард», по имеющейся информации, оснащенного сухопутной версией морской ракеты «Булава», имеющей меньшие вес и размеры по сравнению с «Ярсом».
Современный ядерный поезд, способный нести 3-4 ракеты, мог бы стать надежным элементом российского ядерного щита и хорошим средством противодействия ПРО – эффективность систем ПРО резко падает в условиях борьбы с ракетами мобильного базирования, предугадать точку старта которых заранее практически невозможно.
БЖРК были сняты с вооружения по условиям российско-американского Договора СНВ-2 от 1993 года. Из этого договора Россия вышла в 2002 г. в ответ на выход США из Договора о ПРО.
Подвижность как способ защиты
Самые первые советские межконтинентальные ракеты Р-7, на основе которых было создано прославленное семейство ракет-носителей, запускались с открытого старта. Недостатки этого способа были очевидны – ракету мог вывести из строя любой осколок или просто ударная волна от взорвавшейся поблизости обычной бомбы. Ядерный боеприпас мог вывести из строя такую пусковую установку даже при подрыве на расстоянии в несколько километров.
Следующее поколение МБР уже устанавливали в шахтах, из которых ракеты поднимались наверх перед пуском и стартовали с поверхности. Наконец, к середине 60-х пришла очередь защищенных шахтных пусковых установок – ракеты, несущие боевое дежурство, защищались многометровой толщей фортификационного железобетона и десятками сантиметров брони. Подвешенные в транспортно-пусковых контейнерах внутри шахт, ракеты были способны пережить ядерный взрыв в непосредственной близости от позиции, и стартовать в ответном ударе.
Тем не менее постепенно растущая точность как ядерных, так и обычных боеприпасов заставила вновь поднять ракеты на поверхность – но теперь уже с их использованием с мобильных пусковых установок. В 70-х годах в СССР началось развертывание подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) а в следующем десятилетии - и боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Преимущество ПГРК – способность к развертыванию практически в любой местности. Преимуществом железнодорожных комплексов стала высокая мобильность – за сутки «ядерный поезд» мог уйти на полторы тысячи километров от базы, а то и дальше.
Оба вида комплексов при этом были весьма сложны для обнаружения. Тягачи ПГРК, конечно, очень сложно спутать с чем бы то ни было, но огромная площадь районов рассредоточения в сочетании с характерными для России погодными условиями (значительная часть территории постоянно покрыта облаками) и узким полем зрения разведывательных спутников давала все шансы на успешный выход из-под наблюдения.
«Ядерные поезда», построенные на основе стандартных вагонов, также сложно обнаруживались в мешанине узловых станций и перегонов, хотя и были жестко привязаны к «железке».
По Договору СНВ-2 1993 года Россия должна была списать БЖРК. В 2002 году в ответ на выход США из Договора о ПРО 1972 года, Россия вышла из СНВ-2, однако остановить процесс списания было уже практически нереально. Кроме того, ситуация усугублялась украинским происхождением ракеты РТ-23УТТХ (SS-24 Scalpel). В результате к 2005 году БЖРК были окончательно сняты с вооружения.
Старая концепция с новой ракетой
О возможности возвращения к БЖРК заговорили в конце 2000-х годов, после появления ракеты РС-24 «Ярс». 45 тонн стартовой массы «Ярса» делают его куда лучшим кандидатом на железнодорожное базирование по сравнению со стотонным «Скальпелем». Хорошим решением может стать создание железнодорожного варианта РК «Авангард», по имеющейся информации, оснащенного сухопутной версией морской ракеты «Булава», имеющей меньшие вес и размеры по сравнению с «Ярсом».
Современный ядерный поезд, способный нести 3-4 ракеты, мог бы стать надежным элементом российского ядерного щита и хорошим средством противодействия ПРО – эффективность систем ПРО резко падает в условиях борьбы с ракетами мобильного базирования, предугадать точку старта которых заранее практически невозможно.