Страница 1 из 1

Управление паровой тягой (J94, 56XX и другие)

Добавлено: 16 ноя 2012, 15:48
a101z
Небольшой короткий мануальчик по особенностям эффективного управления паровой тягой на скриптованных локомотивах. Таких как J94, 56ХХ, и будущие другие (надеюсь).
Так сказать "для чайников", для начинающих и тех, у кого трудности с переводом иноязычных мануалов к этим аддонам. Писал его для друга, который присутствует тут на нашем форуме. Решил опубликовать в этой ветке, может кому пригодится.

Под спойлером:
Спойлер
Итак, будем считать что мануал на английском ты прочитал, а так же знаешь основные органы управления (клавиши на клавиатуре в том числе, потому как ты не будешь без авто-кочегара успевать одновременно смотреть на дорогу и управлять мышью рукоятками в кабине паровой машины). Но всё же в процессе своего описания, я буду приводить, и термины и клавиши нужные.

Если ты читал мануал, то в нем сказано о том, что из трех видов тяги на железной дороге - электрическая, дизельная, паровая - именно паровая тяга самая сложная в управлении. Почему так? Потому что при управлении электрической и дизельной тягой, по сути твоя задача распределена на три части - смотреть на дорогу (включая знаки ограничения скорости, сигнализацию светофорную, профиль уклонов/подъемов визуальный и по путевому листу), управлять двигателем машины с помощью регулятора и реверса, управлять тормозной системой. Управление двигателем на электро- и дизельной- тяге в симуляторе ограничивается контролем реверса и регулятора, плюс, если хорошая модель скриптованная, надо еще следить за температурой двигателя. Например в локомотиве Class 57/0 Rail Tours, если ты при управлении тягой будешь длительное время использовать желтые значения на приборе тяги (а управление песком в этой машине автоматическое), то двигатель перегреется и выйдет из строя, это Oovee реализовало в данном аддоне. В отличие от дизельной и электро- тяги, паровая тяга сложнее тем, что управление двигателем (в данном случае паровой машиной) более сложное. В чем именно сложности объясню коротко дальше.

Управление паровой машиной разделено на три части условно. Огонь, который греет воду; вода, которая при нагревании переходит в агрегатное состояние - пар, собственно давление пара, которое приводит в движение цилиндры. Цилиндры в свою очередь посредством привода приводят в движение колёса локомотива. Плюс пар расходуется на тормозную магистраль, а в более современных паровых машинах - еще и на отопление пассажирских вагонов (в симуляторе это не реализовано).

Итак у нас речь пойдет о двух скриптованных локомотивах - 56ХХ и J94. Конкретно будем говорить о J94, потому как он подобен по сложности реализации управления с 56ХХ.

Как ты знаешь, если нажать два раза F5 - в левом верхнем углу появится полная информация по работе паровой машины, включая генерацию пара, работу тормозной магистрали, и другие вещи (золотники, эжекторы и прочее). Управлять паровой машиной необходимо используя постоянно всю эту информацию (потому как в кабине в основном всех паровых локомотивов отображаются только две вещи - давление пара в котле (иногда еще установлен манометр давления в коллекторе, но редко), давление тормозной магистрали). Критичны для нас тут будут 6 пунктов, которые ниже я выделю жирным и курсивом, а именно - давление в котле, давление в коллекторе, скорость парообразования, скорость использования пара, уровень воды в котле, объем пламени в топке (от этого зависит скорость кипения воды в котле).

- регулятор - A/D
- реверс - E+W/E+S
- тормоз поезда (у J94 он либо отсутствует вообще, либо он пневматический, либо вакуумный, работающий на пару локомотива) - клавиша ;.'
- тормоз локомотива (всегда работает на пару локомотива) - клавиша [/]
- давление в котле
- давление в коллекторе
- уровень воды в котле
- объем пламени в топке
- скорость парообразования
- скорость использования пара
- продувательные краны - клавища С
- давление в тормозной магистрали
- малый эжектор - клавиша J
- уровень воды в тендере (твой запас воды)
- уровень угля в тендере (твой запас топлива)
- нагнетатель (о нем ниже расскажу среди прочего) - клавиша N/Shift+N
- золотники (они же дампферы) - клавиша М/Shift+M и Ctrl+M/Ctrl+Shift+M (левый и правый)

Из всей этой информации, для эффективной тяги, нам критичны вещи, выделенные курсивом и жирным курсивом.

Первое и критичное, что нужно знать - при стоянке всегда должны быть открыты продувательные клапаны. Так же они должны быть открыты при начале движения на время в 5-6 оборотов колес (до скорости 10 миль в час), далее их необходимо закрыть, ради экономии пара. Если их не открывать, в цилиндрах конденсируется вода, что в итоге приводит к избыточному давлению в цилиндрах и к срыву предохранительных клапанов. Этого допускать нельзя. Пар в цилиндрах должен быть сухой. Помимо этого сконденсированная в цилиндрах вода приводит к менее эффективной тяге.

Второе и критичное, что необходимо запомнить - при открытой топке нельзя пользоваться нагнетателем. Хоть в симуляторе это и не реализовано, и формально в симуляторе пользоваться можно, в реальной жизни это приводит к сильному потоку искр из топки и горячего воздуха, что в лучшем случае приведет к ожогам кочегара и машиниста, в худшем - к пожару в локомотиве. Нагнетатель это насос, который качает горячий воздух из топки в трубу, воздух берется снизу топки через золотники (дампферы) открытые. Нагнетатель усиливает горение в топке, и как следствие увеличивает интенсивность парообразования. Воздух циркулирует и без применения нагнетателя, путем естественной тяги в трубу. Циркуляцию можно усилить при-открыванием створок топки, демпферами (золотники). Но более эффективно усиливает циркуляцию воздуха - нагнетатель. В принципе при не сильно открытых дампферах и створках топки нагнетателем пользоваться можно, если он не сильно открыт. Открытие же его на 100 процентов при открытой топке чревато тем, что я написал выше.

Третье и критичное, о чем необходимо помнить всегда - уровень воды в котле необходимо поддерживать не ниже 69-70 процентов. В жизни взрыв котла происходит при уровне ниже 60-62 процентов. В аддоне J94 чаще всего это происходит при уровне ниже 68-70. Всё конечно зависит от давления в котле, и если оно низкое - взрыв может и не произойти и при более низком уровне воды - 30-40. Однако лучше не допускать уровень ниже 68, а лучше 72-75, от греха подальше.

Управление паровой машиной - это как раз тот случай, когда критично и необходимо знать маршрут, особенно профиль уклонов/подъемов, а так же участки с ограничениями скорости. Потому что от этого будет зависеть наше управление динамикой использования пара и эффективность степени поддержания баланса, между парообразованием, и использованием пара. Поэтому советую, при изучении скриптованной паровой машины в симуляторе, начинать со свободных сценариев. Дабы исследовать особенности той или иной машины и ее поведение (а в аддоне J94 аж три варианта разных), и изучить маршрут и его особенности.

Итак, будем считать что ты подготовил машину к движению, и собираешься двигаться с составом. Для начала необходимо создать в топке определенный минимум объема пламени. При более-менее ровном профиле он должен составлять 1000-1070. При подъемах, особенно крутых подъемах он должен составлять 1100-1250. Что вкупе с нагнетателем даст нам необходимое большое давление пара в итоге в котле, и как следствие в коллекторе. Старайся поддерживать уровень объема пламени не ниже 1000 всё время, особенно в зимнее время суток. При движении золотники (дампферы) должны быть открыты, при стоянке - закрыты. Степень открытия золотников зависит от профиля пути. Далее нужно проследить, чтобы уровень давления пара в котле был достаточен для того, чтобы начать движение. Это зависит еще и от того, при каких условиях ты трогаешься (ровная дорога, подъем, уклон), а так же от того, что там нас ждет впереди. Например если впереди ожидается подъем, то лучше еще на стоянке "запастись" давлением (подкачать мышцы паровой машины). Ну и вообще надо действовать по обстоятельствам (включая расписание и общую обстановку в сценарии на дороге).

У J94 (как и у 56ХХ) управление реверсом осуществляется с кнопкой предохранителя - клавиша Е. Все движения регулятора осуществляются при нажатой кнопке предохранителя. Всего позиции три - 33, 66 и 100 процентов (у 56ХХ их четыре, добавлена еще позиция 75 процентов). Если ты трогаешь локомотив без состава, то начинать движение надо на 33 процентах. Если с составом - на 66 процентах, если при этом "в гору" - на 100 процентах. Длительное использование регулятора на 100 процентах недопустимо, потому как приводит к конденсации влаги в цилиндрах, и как следствие - к срыву предохранительных клапанов.

Далее мастерство управления зависит от наработанных навыков, опыта, и знания маршрута. Наша задача - добиться баланса между скоростью парообразования в котле и скоростью использования пара. Если скорость образования пара выше скорости его расходования - давление растет, растет и сила тяги в итоге. Если расход пара выше его образования - давление падает, падает и сила тяги. Скорость использования пара зависит от твоего мастерства работы с давлением пара в коллекторе. При управлении локомотивом необходимо делать так (управляя тягой и позициями реверса), чтобы скорость образования пара и скорость его расходования были примерно одинаковы. Задача состоит в том, чтобы при завышенных значениях использования пара относительно его образования - этого не происходило слишком длительное время. Когда скорость использования пара выше скорости его образования в котле - падает давление в котле, и как следствие давление в коллекторе. А от давления в коллекторе зависит сила тяги, что критично при подъемах. Для того чтобы эффективно управлять составом без особых потерь давления пара - надо следить за пятью вещами.

1. уровень воды в котле
2. давление пара в котле
3. давление пара в коллекторе (чем оно выше, тем сильнее тяга)
4. скорость парообразования
5. скорость использования пара

Все эти значения мы наблюдаем и внимательно и постоянно следим за ними на информационном экране слева вверху, по F5 (полный список).

Дальнейший успех зависит от нескольких вещей. Уровень твоего мастерства, твое внимание (потому что помимо параметров работы паровой машины, надо следить еще и за дорогой, сверяясь с путевым листом), мастерство своевременного принятия решений. Как пример. Двигаемся по ровному участку. Впереди крутой подъем. Наша задача, соблюдая баланс рассчитать расстояние, при котором необходимо начинать разгон, для достижения необходимой скорости для подъема. Необходимо так же успеть нарастить нужное давление пара в коллекторе и котле, которое нам понадобится для того, чтобы успешно "загнать" состав в горку, без серьезных и сильных потерь давления пара в котле (при этом соблюдая ограничения по скоростному режиму), то есть соблюдая баланс. И тут совет один - ездить. Ездить и еще раз ездить. Исследовать маршрут, исследовать особенности локомотива, его поведения при тяге разных составов, разной длины и веса. Тут все зависит только о тебя, в этом и интерес управления скриптованными паровыми машинами в симуляторе.

Нужно не забывать пользоваться нагнетателем (особенно при подъеме и трогании тяжелых составов). Долив воды из тендера в котел осуществляется форсунками (инжекторы - I-левый, O-правый), при открытых кранах подачи воды из тендера (K/Shift+K - левый, L/Shift+L - правый). Степень открытия кранов подачи воды зависит от того, как быстро ты хочешь добавить воды в котел. Слишком сильно открывать не нужно, так как это приводит к резкому падению давления пара в котле, и как следствие в коллекторе. Открывать краны на полную нужно только если ты стоишь длительное время и решил пополнить воды, либо если потерял внимание и увидел что уровень воды в котле критический. Мой совет - добавлять воду чаще, и малыми дозами, либо постоянно при совсем немного открытых кранах. При этом всегда надо следить за давлением пара в котле и коллекторе, и за балансом между образованием и расходом пара. Нагнетатель сродни "турбонаддуву" у спортивных автомобилей, и у тягочей грузовых. Поэтому после добавления большой порции воды в котел - включай нагнетатель посильнее. Либо, если ты подаешь воду в котел постоянно, при совсем немного открытых кранах, регулируй работу нагнетателя соответственно этому. Наблюдай как машина живет своей жизнью, которой ты управляешь.Паровая машина "устает". Этим она отличается от дизельных и электрических машин. "Усталость" паровой машины проявляется в потере давления пара в котле и коллекторе. И машине надо давать "отдыхать". На ровных участках дороги и на спусках - добавляя воду в котел (но не бездумно а потихиньку), постепенно увеличивая давление пара в котле и в коллекторе.

Закончу несколькими словами о работе тормозной системы в аддоне J94. Тут традиционно есть тормоз локомотива паровой (клавиши [/]) и тормоз магистрали состава (клавиши ;/'). Нужно не забывать о том, что в аддоне J94 тормоз магистрали поезда не приводит к торможению локомотива (по крайней мере в жизни). Он управляет только магистралью состава. И если с тормозом локомотива все понятно, то скажу два слова о тормозе магистрали поезда. Тут она есть двух видов (на разных вариантах паровой машины J94).

- пневматические тормоза
- вакуумные тормоза

Пневматические тормоза работают так же, как на большинстве других паровых машин в симуляторе. Вакуумные же тормоза работают по особому, и вкупе с малым эжектором (клавиша J). Принцип примерно таков. Рабочее положение отпущенных тормозов - 25 процентов (применить/рабочее). Отпуск тормозов - крайнее левое положение). Далее работаем эжектором. При включенном эжекторе, он будет поддерживать пар на нужном уровне, то есть степень торможения остается неизменной. При выключенном эжекторе, со временем давление пара в магистрали падает. Соответственно сила торможения при включенном эжекторе больше, чем при выключенном.

Вот собственно и всё. Все не так сложно, как кажется. Однако успех управления паровой машиной будет зависеть от степени твоей опытности. То есть - ездить, ездить и еще раз ездить. Чтобы почувствовать машину. То, как она себя ведет при разных условиях, как она дышит. Как она живет. И конечно же надо изучать сам маршрут, по которому ты ведешь паровую машину с составом, потому что именно от этого зависит успех управления паровой тягой.

Жаль что для симулятора RW существуют на данный момент только два хорошо скриптованных и проработанных паровых локомотива - J94 и 56ХХ. По мне так с самого начала нужно было делать такие локомотивы, подобного уровня, и все. Намного интереснее управлять таким локомотивом, чем паровой "дрезиной" аркадной (коих большинство в симуляторе).
Если я что-то написал неправильно либо что-то упустил - пишите в ветке. Добавлю в мануал. Ну и конечно, если у кого есть какой опыт в этом дополнительный, или кто заметил какие-то особенности - так же пишите в ветке.

Спасибо за внимание и потраченное время.

Управление паровой тягой (J94, 56XX и другие)

Добавлено: 16 ноя 2012, 17:06
supermax
Спасибо за мануальчик Сергей...паровозы всё-таки самые хардкорные машинки. Столько надо внимания и усилий прикладывать, тут уж красотами не полюбуешься, только и успевай за котлом поглядывать :)

Управление паровой тягой (J94, 56XX и другие)

Добавлено: 16 ноя 2012, 17:16
a101z
Согласен.

Однако за красотами можно глядеть и на менее сложных участках маршрута :). Закаты/рассветы, планета Земля. Ну и способность работать и при этом успевать наблюдать красоты напрямую зависит от мастерства и наработанных навыков, рефлексов.

Я люблю паровые машины. В них своя романтика и они ОЧЕНЬ похожи на людей. Дышат, живут, устают. Трудятся и отдыхают. Для успеха им требуется как и людям - энергия (давление пара). В общем, сходств много. А главное - там где есть пар - там дыхание. Там где есть огонь - там сердце.

Паровая тяга, на мой взгляд - самое гениальное изобретение человека. Второе по гениальности конечно - аэропланы.