Экскурсия в Гуамское ущелье
Добавлено: 06 май 2012, 23:42
Вышедший недавно маршрут от G-trax узкоколейной железной дороги Дуранго Сильвертон не оставил меня равнодушным к малому брату стандартной железнодорожной колеи. Удивительно, но именно это дополнение повлияло на окончательный выбор отдыха на майские праздники – дневная поездка в Гуамское ущелье, расположенное в горной части Краснодарского края, в Апшеронском районе. В этом ущелье расположена одна из немногочисленных в нашей стране туристических узкоколейных железных дорог.
Впечатления не передать словами и теми фотографиями и видео, что Вы увидите ниже…
Но в начале немного истории…
Гуамский каньон образовался в следствии протачивания относительно мягких пород известняка бурной рекой Курджипс. После ледникового периода на месте большой карстовой воронки Северо-западного каньона, там, где сейчас расположен поселок Мезмай, находилось горное озеро. Вода из озера вытекала к равнине между Лагонакским и Гуамским хребтами.
Интересно происхождение топонима (т.е географического названия) Гуамка, которое носят ущелье и поселок близ него. Туристам рассказывают несколько версий
1. По одной из версий название происходит от имени храброго война Гуама, под предводительством которого в 1717 году адыги заманили в это ущелье 5-тысячное войско крымского хана Давлет-Гирея и почти полностью уничтожили его.
Вот как описывает это событие Джафар Чуяко: «Упорно сопротивляясь, адыгейцы отступали в глубь гор. Река Курджипс указывала им путь. Река привела горцев в Гуамское ущелье. Турецкий отряд не отставал от них. Воины мирзы-бея надеялись перебить горцев в узком ущелье, погруженном в полумрак... Едва последний солдат неприятеля ступил на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в молчаливом лесу раздался пронзительный свист. Ударяясь о каменные стены многократно усиленным эхом, свист заполнил все ущелье. С крутых вершин покатились вниз с шумом и грохотом огромные камни. Враги не успели опомниться, как вход и выход из ущелья оказались закрытыми. Нет входа! Нет выхода! Чужеземное войско осталось в ловушке замкнутого коридора. Яростным градом катятся с вершин огромные камни, сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса... Вражеские солдаты срываются вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневный Курджипс. Несет врагов вода, швыряет их с силой об острые камни, сбрасывает в пенящиеся водопады...»
2. По другой версии, в переводе с адыгейского слово Гуама связано с дикими пчелами, намекая на то, что жители села Гуамка издавна занимались бортничеством (собирание меда диких пчел).
3. Некоторые утверждают, что Гуама в переводе означает «неприятное сердцу», не без основания намекая на кровавое прошлое ущелья.
Не менее интересна оказалась история ущелья новейшего периода времени, которая объясняет появление железной дороги в ущелье:
Советскому государству с момента начала индустриализации нужна была древесина в больших количествах. Её нашли в верховьях Курджипса. Но на пути стояло узкое Гуамское ущелье. Был найден типичный для тех времен выход - прорубить нишу в стене ущелья и пустить по ней полотно узкоколейной железной дороги.
Строительство узкоколейной железной дороги сквозь Гуамское ущелье, стало огромным испытанием для многочисленных заключенных ГУЛАГа. Прорубить в отвесной сколе полку для прокладки железнодорожного полотна стоит титанических усилий. Основной инструмент строителей - взрывчатка, кирка и лом, лопаты применялись мало - взорванная порода валилась в Курджипс. Работали в основном нависая над ущельем на страховочных тросах. Перед взрывом прятались за выступ скалы или забивались в расщелину: если каждый раз перебираться далеко, многого не сделаешь. Только ручная и сугубо опасная работа. В ущелье отчетливо понимаешь всю неукротимость природы, ее лишь кажущуюся подвластность человеку.
В первую пятилетку (1928 - 1932 г.г.) восьмикилометровая узкоколейка сквозь ущелье, соединила прежде почти автономный Мезмай, поселок расположенный по другую сторону ущелья с остальным Краснодарским краем.
Итак, любая экскурсия в Гуамское ущелье начинается с прибытия в поселок Гуамка, где уже можно увидеть часть узкоколейной железной дороги:
Краткая информация для приезжих
На пути к станции. Меня кстати всегда интересовала, что за скошенные рельсы кладут на мостах между основной колеей. Я так понимаю для безопасности, но может кто пояснит поточнее.
Участок дороги, где курсирует поезд серьезно охраняется - легко попасть на узкой тропе под движущийся локомотив. с обеих сторон дорога огорожена высоким забором. Присутствуют сотрудники полиции.
Наконец поезд прибывает. Локомотив и вагоны опрятного вида. Первый раз в живую вижу узкоколейный транспорт :
Красавец ТУ8 Камбарского машиностроительного завода. Из-за мер безопасности в кабину не пускают
В салоне одного из вагонов. Кстати их в составе 3, но все равно приходится прилично подождать в очереди, чтоб уехать: наплыв туристов из разных регионов страны впечатляет.
Итак, отправляемся:
Прибытие на конечную станцию. Не интересовался пока точно, как она называется, может и никак, но я ее назвал "Закусочная "1707"" по вывеске на кафе, которое можно увидеть на фото внизу:
Продолжение следует...
Впечатления не передать словами и теми фотографиями и видео, что Вы увидите ниже…
Но в начале немного истории…
Гуамский каньон образовался в следствии протачивания относительно мягких пород известняка бурной рекой Курджипс. После ледникового периода на месте большой карстовой воронки Северо-западного каньона, там, где сейчас расположен поселок Мезмай, находилось горное озеро. Вода из озера вытекала к равнине между Лагонакским и Гуамским хребтами.
Интересно происхождение топонима (т.е географического названия) Гуамка, которое носят ущелье и поселок близ него. Туристам рассказывают несколько версий
1. По одной из версий название происходит от имени храброго война Гуама, под предводительством которого в 1717 году адыги заманили в это ущелье 5-тысячное войско крымского хана Давлет-Гирея и почти полностью уничтожили его.
Вот как описывает это событие Джафар Чуяко: «Упорно сопротивляясь, адыгейцы отступали в глубь гор. Река Курджипс указывала им путь. Река привела горцев в Гуамское ущелье. Турецкий отряд не отставал от них. Воины мирзы-бея надеялись перебить горцев в узком ущелье, погруженном в полумрак... Едва последний солдат неприятеля ступил на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в молчаливом лесу раздался пронзительный свист. Ударяясь о каменные стены многократно усиленным эхом, свист заполнил все ущелье. С крутых вершин покатились вниз с шумом и грохотом огромные камни. Враги не успели опомниться, как вход и выход из ущелья оказались закрытыми. Нет входа! Нет выхода! Чужеземное войско осталось в ловушке замкнутого коридора. Яростным градом катятся с вершин огромные камни, сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса... Вражеские солдаты срываются вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневный Курджипс. Несет врагов вода, швыряет их с силой об острые камни, сбрасывает в пенящиеся водопады...»
2. По другой версии, в переводе с адыгейского слово Гуама связано с дикими пчелами, намекая на то, что жители села Гуамка издавна занимались бортничеством (собирание меда диких пчел).
3. Некоторые утверждают, что Гуама в переводе означает «неприятное сердцу», не без основания намекая на кровавое прошлое ущелья.
Не менее интересна оказалась история ущелья новейшего периода времени, которая объясняет появление железной дороги в ущелье:
Советскому государству с момента начала индустриализации нужна была древесина в больших количествах. Её нашли в верховьях Курджипса. Но на пути стояло узкое Гуамское ущелье. Был найден типичный для тех времен выход - прорубить нишу в стене ущелья и пустить по ней полотно узкоколейной железной дороги.
Строительство узкоколейной железной дороги сквозь Гуамское ущелье, стало огромным испытанием для многочисленных заключенных ГУЛАГа. Прорубить в отвесной сколе полку для прокладки железнодорожного полотна стоит титанических усилий. Основной инструмент строителей - взрывчатка, кирка и лом, лопаты применялись мало - взорванная порода валилась в Курджипс. Работали в основном нависая над ущельем на страховочных тросах. Перед взрывом прятались за выступ скалы или забивались в расщелину: если каждый раз перебираться далеко, многого не сделаешь. Только ручная и сугубо опасная работа. В ущелье отчетливо понимаешь всю неукротимость природы, ее лишь кажущуюся подвластность человеку.
В первую пятилетку (1928 - 1932 г.г.) восьмикилометровая узкоколейка сквозь ущелье, соединила прежде почти автономный Мезмай, поселок расположенный по другую сторону ущелья с остальным Краснодарским краем.
Итак, любая экскурсия в Гуамское ущелье начинается с прибытия в поселок Гуамка, где уже можно увидеть часть узкоколейной железной дороги: