от lord_k
...обтекаемые дизельные суперэкспрессы...
Этот снимок сделан в Чикаго в мае 1934 года. В кадре два чудо-поезда: M-10000 железной дороги Union Pacific (слева) и Zephyr Берлингтонской железной дороги (соответственно справа). Zephyr - детище компании Budd. С начала 1930-х годов она экспериментировала с технологией французской фирмы Micheline и строила мотовагоны на резиновом ходу:
Плавность хода была выше всяческих похвал, но резиновые шины плохо сочетаются с рельсовыми путями. Руководство компании решило испытать схему "артикулированного поезда", у которого каждая тележка была бы поделена между двумя вагонами. Такая схема положительно влияла на плавность хода, повышала маневренность и позволяла развивать высокую скорость на кривых участках пути.
Силовая схема была такой же, как у дизель-электрического локомотива: дизельный двигатель Winton V-8 мощностью 600 л. c. питал энергией электрогенератор, который, в свою очередь, давал ток моторам, установленным на осях головного вагона.
Трехвагонный поезд был рассчитан на 72 пассажира. В моторном вагоне помещалось отделение для сортировки почты, во втором - багажное отделение, небольшой буфет и 20-местный пассажирский салон, и только хвостовой вагон был полностью пассажирским. Все вагоны были изготовлены из нержавеющей стали. Вот как выглядит хвостовой вагон-обсерватория Nebraska Zephyr:
Строительство самого первого Burlington Zephyr закончилось 9 апреля 1934 года. 18 апреля того же года о его обтекаемый кожух разбили бутылку шампанского на главном вокзале Филадельфии. Затем поезд отправился в Денвер, откуда 26 мая он вышел в свой самый знаменитый рейс. Задача была не из простых - покрыть расстояние между Денвером и Чикаго от рассвета до заката. Железная дорога спланировала этот вояж как военную операцию - все регулярные поезда были переведены на объездные и запасные пути, на станциях выстроились кордона из полицейских, добровольцев из Американского легиона и бойскаутов. Zephyr шел со средней скоростью 124 км/ч и прибыл в Чикаго через 13 часов 05 минут после старта - почти на 2 часа раньше, чем планировалось. На одном из участков он показал 181 км/ч. В багажном отделении жевал сено ослик Зеф - живой талисман состава, подарок газеты Rocky Mountain News.
-- добавлено спустя 7 минут 5 секунд --
Скоростной "артикулированный" поезд М-10000 City of Salina - детище компании Pullman-Standard - совершил первый рейс раньше, чем Zephyr, в феврале 1934 года. Но он не был дизельным: его 12-цилиндровый двигатель Winton мощностью 600 л. с. работал на высокооктановом бензине.
Поезд, над дизайном которого работали главный стилист General Motors Харли Эрл и целая команда архитекторов и художников, смотрелся эффектно и спереди, и сзади. Как и Zephyr, он объехал Соединенные Штаты от океана до океана, и на каждой станции вокруг него собирались огромные толпы народа.
Его клепаная оболочка была изготовлена из алюминия. Трехвагонный состав длиной 62 метра весил 85 тонн. Первый вагон был самым длинным - в нем помещались ходовая рубка, двигатель и багажное отделение.По такой же схеме построили и следующий пульмановский суперпоезд, М-10001, но он уже был дизельным. Силовая установка GM развивала мощность 900 л. с. В октябре 1934 года он установил рекорд, покрыв расстояние от калифорнийского Окленда до нью-йоркского вокзала Гранд-Сентрал за 57 часов. Когда он (под названием City of Portland) начал совершать регулярные рейсы по маршруту Чикаго - Портленд, пришлось менять расписание - время нахождения экспресса в пути сократилось с 58 до 40 часов.
А компания Pullman-Standard в 1936 году построила для Иллинойской центральной железной дороги поезд Green Diamond - пятивагонную модификацию серии "М". Этот поезд, проходивший расстояние от Чикаго до Сент-Луиса за 4 часа 55 минут, прослужил до 1950 года: