Один такой макет я очень хорошо запомнил, он находился в павильоне «Транспорт» на ВДНХ, до сих пор жутко интересно, что с ним стало после превращения грандиозной всесоюзной выставки в грандиозную барахолку. На месте, где в 80-е стоял тот огромный стенд с этим макетом, в 90-е торговали китайскими радиотелефонами.
В общем, швейцарские железные дороги вызывают у меня прочную ассоциацию с такими макетами, особенно когда смотришь на них откуда-то сверху: те же аккуратные мостики, кукольные домики и холмы с пасущимися на них миниатюрными коровами. И почти такие же, хоть и более современные поезда.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/1.jpg)
Железнодорожная сеть в Швейцарии достаточно плотная. Основной оператор — SBB, который работает с 1902 года, до него железнодорожным строительством и перевозками занимались частные компании и администрации кантонов. SBB – не единственный оператор: есть еще несколько десятков частных компаний, на которые приходится 13% пассажирских перевозок, а на международных маршрутах работают и операторы соседних стран.
Табло на вокзале в Женеве.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/2.jpg)
Региональный поезд. Примечательно, что такие поезда приводятся в движение локомотивом, находящимся спереди состава, а задний вагон имеет свою кабину управления для движения в обратном направлении без перестановки локомотива. Немного непривычная картина для путешественника из России, но совершенно обычная для большинства европейских железных дорог.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/3.jpg)
Региональный поезд (Regional Express) – это аналог нашего российского пригородного поезда-экспресса, движущегося быстрее обычных пригородных электричек и делающих меньше остановок по маршруту следования.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/4.jpg)
Междугородный скоростной поезд (Intercity Express) модели RABDe 500. Такие поезда останавливаются только в крупных населенных пунктах и развивают скорость до 200 км/ч. У нас их аналоги — Сапсан и Аллегро. Этот поезд разработан при участии ведущих компаний Alstom, Bombardier и SBB, над дизайном трудились итальянские специалисты из Pininfarina. Поезд имеет наклонную систему кузова для прохождения поворотов без снижения скорости. Обратил внимание, что многие поезда имеют собственные имена – этот, например, Граф Цеппелин.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/5.jpg)
Пригородная электричка семейства Flirt швейцарской компании Stadler. Недавно партия таких поездов была выпущена для белорусских железных дорог, один из них демонстрировался в прошлом году в Москве на Экспо 1520.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/6.jpg)
Камеры хранения на платформе Женевского вокзала.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/7.jpg)
Валидаторы билетов.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/8.jpg)
Короткая платформа на пару вагонов. Так как сюда за час моего трейн-споттинга ничего так и не приехало, а табло оставалось пустым, не удалось определить, какие поезда на нее приходят.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/9.jpg)
Еще один Intercity Express. Двухэтажный. В нем, как и в аналогичных финских поездах, есть детские игровые площадки «TickiPark».
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/10.jpg)
И тоже как у региональных поездов: электровоз с одной стороны, а с другого конца состава – вагон с кабиной управления.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/11.jpg)
Уехал.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/12.jpg)
Междугородный экспресс из Франции семейства Coradia Duplex, оператора SNCF. Здесь делают остановку и скоростные TGV из Парижа, но мне, к сожалению, они не попались. Прибывают такие поезда на отдельную платформу, на которой даже сохранились остатки заграждений зоны пограничного контроля, работавшей здесь до того момента, как границы внутри Европы стали прозрачными.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/13.jpg)
Тут как раз можно видеть кусок этих заграждений на платформе. Также можно заметить значок, указывающий, что на этой платформе останавливается так и не пойманный мной TGV.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/14.jpg)
Кадр, сделанный с башни собора в Берне. Intercity Express на мосту через Ару.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/15.jpg)
ETR 610 «Cisalpino Due» семейства Pendolino. Высокоскоростной поезд междугородного сообщения. Попался мне всего один раз. Наверное, редкий.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/16.jpg)
А вот один из поездов частной железнодорожной компании BOB (Berner Oberland Bahn). Снят где-то в районе Интерлакена. Это одна из узкоколейных линий. Такие железные дороги не только связывают небольшие населенные пункты, но и являются популярным атракционом для туристов, так как проходят по самым живописным районам Швейцарии.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/17.jpg)
Некоторые такие линии вообще изолированы от остальных, как например вот эта линия компании BLM (Bergbahn Lauterbrunnen-Mürren), проходящая по высокогорным районам между небольшими альпийскими городками Грюнтшальп и Мюррен в районе Интерлакена. Линия имеет протяженность всего 7 километров, на особо крутых уклонах на таких горных дорогах между рельсами устанавливаются зубчатые направляющие, позволяющие поездам их преодолевать. У поездов для этого имеется специальный механизм. Самая короткая из таких железных дорог имеет протяженность всего 4 километра, в то время как самая длинная — 384 километра. А дорога с самыми крутыми уклонами находится на горе Пилатус недалеко от Люцерна, она имеет зубчатые направляющие практически по всей своей длине.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/18.jpg)
Инсталляция на вокзале в Люцерне.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/19.jpg)
Слева электричка SBB, справа – междугородный экспресс частной компании BLS. Вокзал Люцерна.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/20.jpg)
Один из самых распространенных старых локомотивов класса Re 420.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/21.jpg)
Пригородные.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/22.jpg)
Пригородный компании BLS, семейства Flirt.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/23.jpg)
Тупиковая призма на вокзале в Люцерне.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/24.jpg)
Вокзал в Люцерне: ни шаурмой отравиться, ни пиратский диск купить, ни бомжу мелочь скинуть
![Smile :)](./images/smilies/1.gif)
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/25.jpg)
Депо в Люцерне. Взгляд пассажира из окна поезда.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/26.jpg)
Эй, подождите, вечер трудового буднего дня, пригородная электричка, направление из города в область. Почему никто не толкается и не мешает мне снять пустой вагон? Где толпа? Где все эти офисные хомячки с хмурыми лицами, спящие или уныло тыкающие в айпэды, по дороге с работы в далекий милый дом на окраине области?
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/27.jpg)
По дороге из Люцерна в Брюннен еще раз удивился насколько тесен мир, случайно разболтавшись с одной русской женщиной, которая, как оказалось, когда-то жила в Москве, почти рядом, на Соколе, да еще и имеет дачу в Поварово, где также находится дача моего дяди!
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/28.jpg)
Станция Брюннен, пригородная электричка. Вообще, пассажиром швейцарских железных дорог мне пришлось быть всего пару раз, и ненадолго, чего наверное недостаточно для полноценного описания с этой точки зрения. Могу только сказать, что железные дороги удобные, поезда быстрые и чистые — европейские пассажиры не увлекаются их дестроем и не мусорят, в отличие от некоторых российских.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/29.jpg)
Из-за нескольких ж/д компаний с разными типами поездов и классами их вагонов, а также множества направлений, отправляющихся с центрального вокзала Люцерна, не сразу смог найти нужный мне поезд в электронном терминале продажи билетов.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/30.jpg)
Затишье на станции Брюннен. Вечереет, ISO повышается, но тру-споттерам не должны мешать такие мелочи.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/31.jpg)
Да и «в проводке» снимать стало легче.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/32.jpg)
Внезапно пролетел скоростной.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/33.jpg)
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/34.jpg)
Вечером пассажирский трафик сильно поредел, зато пошли товарные. Ими в Швейцарии управляет дочка SBB Cargo. И они действительно идут в основном в ночное время, видимо чтобы не мешать скоростным поездам. В Швейцарии для перевозки грузов есть еще такой интересный сервис как «Бегущее шоссе».
Страна находится в центре Европы, и через нее всегда был повышенный грузовой трафик. Фуры занимали дороги, пыхтели выхлопами, попадали в аварии и застревали на горных перевалах, и в какой-то момент правительство решило эту проблему, пустив специальные поезда с платформами для грузовых автомобилей и контейнеров. Таким образом теперь 70% грузового трафика приходится на железные дороги.
![Изображение](http://www.fresher.ru/manager_content/images/zheleznye-dorogi-shvejcarii/35.jpg)
источник...