Sergey1507 писал(а):Это очень похоже на тарификацию в зависимости от региона. Как известно, в Московской области свои тарифы, в Калужской свои, во Владимирской свои и т.д. Где-то тарифы совпадают. В принципе вот это
Что касается тарификации, за исключением Лондона используется некий индекс загруженности линии, а в самой столице просто 6 зон тарификации + 3 дополнительные в пригороде, которые включены в сеть Transport for London.
В целом на цену билета за пределами Лондона влияют 5 факторов:
1. Класс и тип билета
2. Загруженность направления
3. Время дня
4. Тип поезда (скорый/пригородный)
5. Наценка оператора.
Sergey1507 писал(а):для меня не удивительно. Но если такая штука возможна при поездке из какого-то одного города, но в разные направления, тогда да, тут у британцев своя фишка.
Да, возможно. Если ехать на одинаковое расстояние, но в разных направлениях из одного и того же города, то разница в цене билетов может отличаться в несколько раз.
Sergey1507 писал(а):А пассажир при этом едет поездами одного и того же класса? На экспрессах-то такое прокатит?
Распространённая там практика, называется split ticketing (разделение билета). Упрощённо выглядит примерно так: вместо одного билета из пункта A до D вы покупаете 3 билета (A-B, B-C, C-D) на один и тот же поезд на одно и то же место, и едете так, как будто бы билет был 1. Всё абсолютно законно, единственное условие - поезд должен останавливаться на станциях смены билетов.
Sergey1507 писал(а):Вот и интересно, в Британии "нерентабельные" перевозки тоже закрывают.
Закрывают, да только перевозки там в целом очень даже рентабельны, пассажиропоток как никогда раньше высок и неуклонно растёт, и в ряде случаев упирается в пределы, ограниченные практически не изменившейся с викторианских времён инфраструктурой.
Но если всё-таки какая-то станция имеет низкий пассажиропоток (в худших случаях речь о десятках пассажиров в год), расписание на ней сокращают до 1 поезда в неделю (минимально допустимая частота), но не закрывают окончательно - так как местное законодательство создаёт огромную бумажную волокиту при попытке это сделать.
Sergey1507 писал(а):Я до Bathgate протыкал, цена сохраняется постоянная и равна стоимости от Лондона до Эдинбурга (смотрел через упомянутый мной выше сервис). Таким образом получается, что от некой центральной станции прибытия тебя везут до места назначения по сути бесплатно.
Неа, я проверил маршрут через тот же сайт. В варианте с 3 пересадками до Батгейта, вы едете точно так же, как в Эдинбург (Уэверли) с 2, но выходите в Хэймаркете и дальше назад до Батгейта. Вот он, очередной парадокс, вызванный специфичной тарификацией, ведь от Хэймаркета до Уэверли пару сот метров, а оттуда же до Батгейта - под добрых 15 километров.