Сердце машины

Обсуждение последних новостей существующей системы железнодорожного транспорта России и зарубежных стран.
Ответить
Аватара пользователя
BigDen
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 29 окт 2011
Откуда: Бурятия Улан-Удэ
Репутация: 361
Контактная информация:

Сердце машины

Сообщение BigDen »

Сердце машины

Увидеть своё отражение в серебряном зеркале, примериться к мальтийскому кресту и пострелять из «пистолета» смог собственный корреспондент, отработав смену слесарем в ремонтном локомотивном депо Чита.

Изображение

Моё рабочее место – в электроаппаратном цехе. Переодевшись, расписываюсь в журнале по технике безопасности. Оглядываюсь. И чувствую себя стажёром на практике. Увидев в просторном помещении внутренности локомотива, непонятное оборудование, растерянно гляжу на опытного мастера Виктора Бордадымова.


– Ничего. Всё покажем, лиха беда начало, – ободряюще подмигивает. – Этот цех занимает одно из ведущих мест в депо. Здесь ремонтируют электрическую аппаратуру. В паре со слесарем Сергеем Романовым будешь работать на разборе ЭКГ.

– Надо же. Звучит как электрокардиограмма, – удивлённо бормочу я.

Оказалось, почти угадал. ЭКГ – это «электровозный контроллер главный». Его так иногда и называют – сердце электровоза.

– Он регулирует силу тока, который подаётся на тяговые двигатели. И локомотив едет быстрее или медленнее. ЭКГ – это как коробка передач на автомобиле, в нашем случае это модификация 8ж, – поясняет слесарь Сергей Романов, молодой коренастый мужчина.
Электровоз – машина внушительная. Стало быть, и сердце большое. Вот оно, на стенде для ремонта. Только что вынули из чрева локомотива. Есть небольшой двигатель и редуктор, но в основном состоит из ряда одинаковых деталей. «Вроде сердечных клапанов», – думаю я. Только у сердца человека их четыре, а здесь куда больше.

– Это контакторы. Включением их в определённой ступенчатой последовательности регулируется ток. Чем больше позиций машинист набирает на рукоятке в кабине, тем больше контакторов задействовано, – говорит Сергей.

Эти самые контакторы нам и предстоит снять, очистить, проверить. И если потребуется – отремонтировать или заменить.

– Должна остаться лишь вот такая голая рама, – слесарь звонко хлопает ладонью по металлической конструкции на стенде напротив. Позавчера этот прозрачный остов тоже был контроллером.

Я молча киваю.

– Сначала покажу, что нужно делать. Затем попробуешь сам, – руководит Сергей.

Он начинает разбирать один из снятых контакторов, попутно продолжая объяснять. Я берусь за другой и охаю от неожиданности: «Тяжёлый!»

– Осторожно! Он 27 кг весит. А всего на контроллере кулачковых контакторов без дугогашения 30 штук и четыре контактора с дугогашением, – объясняет мой наставник.

Делаю всё, как он сказал. Нужно снять крышку. Беру ключ. Упрямый болт с трудом, но всё же поддаётся. Закусив губу, стараюсь. Но играючи управляться с инструментом, как Сергей, не получается. Пока боролся со вторым болтом крышки, слесарь уже разобрал свой контактор «по косточкам».

– Ничего. Первый раз можно с одним весь день провозиться, – утешает Романов. – А вообще положено за день не меньше шести делать. То есть за час один контактор нужно разобрать и собрать. Это приходит с опытом.

Замазученные места на текстолитовых крышках я тщательно тру щёточкой и тряпкой с керосином. Не просто для чистоты. Дело в том, что на мазут оседают пыль, грязь, а это дополнительные проводники – может и током прошить.

– Этот контактор с дугогашением, по нему идут самые большие токи – до тысячи с половиной ампер. Возникает мощная электрическая дуга, которую гасит специальная камера. Контактор без дугогашения делает два-три удара за короткий отрезок времени. А этот успевает ударов пять-шесть. Поэтому некоторые детали в нём часто изнашиваются. Например, латунные и резиновые втулки, – постукивает пальцем слесарь. – Не должно быть люфта туда-сюда, иначе контактор просто-напросто разобьётся. Ага, вот на этом агрегате втулку придётся заменить.

И опять Сергей делает всё с ловкостью фокусника. По-хорошему завидую – мне не повторить. Он быстро выколачивает молотком уставшую деталь, несколькими отработанными прицельными ударами загоняет новенькую в токоотводящий рычаг. Да так ладно, будто там и сидела. Теперь нужно её правильно отцентровать. Беру развёртку, напоминающую большое сверло.

– Шибко не спеши, вращай постепенно. Нужна симметрия, чтобы угол был верный, – советует Романов.

Я и не предполагал, что труд слесаря электроаппаратного цеха полон тонкостей и в чём-то сродни работе ювелира или даже хирурга. А Сергей, слегка прищурившись, уже замеряет специальным щупом напайку на главном контакте:

– Смотри, здесь она больше миллиметра, значит, ещё послужит.

– А зачем она?

– Напайка из серебра с окисью кадмия. Серебро – проводник хороший, по нему ток бежит как надо, – отвечает слесарь.

Эту ценную часть следует зачистить для улучшения контакта. Ищу глазами на столе с инструментами какой-нибудь шершавый рашпиль. Но Сергей протягивает мне гладкую металлическую пластину:

– Нет, рашпиль не подойдёт. Он просто всё сточит до основания. Тут нужно полировать, чтобы напайка блестела, как зеркало.

Принимаюсь с усердием. После тщательной обработки детали с удовлетворением вижу в ней отражение моего раскрасневшегося лица. Романов одобрительно кивает.

Мы с ним меняем износившиеся рычаг контактора и подшипник, всё смазываем и собираем узел в обратной последовательности.

– Теперь будет работать, как швейцарские часики! – улыбается Сергей.

Гарантию качества здесь дают. До следующего ТР-1 минимум 40 тыс. км электровоз должен пройти без проблем. А на каждые отремонтированные узлы слесари приклеивают маленькие бумажные ярлычки со своим именем и датой ремонта – в случае чего ответственных долго искать не нужно.

Пока перебираем очередной контактор Романов посвящает в некоторые принципы работы электровозного контроллера. Выясняется, что в редукторе ЭКГ есть интересная деталь – мальтийский крест. Так она называется из-за формы – он такой восьмиконечный, как символ некогда могущественного рыцарского ордена. Но именно за счёт такого креста неравномерно вращается кулачковый вал, что и нужно для правильной работы, размыкания и замыкания контакторов.

– Ну что, новоиспечённый слесарь, не наскучило ещё? – шутит, заглянув к нам, мастер Виктор Бордадымов.

– Нет, только во вкус вошёл, – бодро рапортую я, вооружившись увесистым пневматическим пистолетом-гайковёртом. Мне теперь нужно снимать контакторы с рамы, предварительно выкручивая болты.

Они затянуты накрепко и голыми руками не обойтись, но, к счастью, у меня хороший помощник. Прицеливаюсь и легко расправляюсь с непокорными. Складываю их аккуратно с шайбами на раму. Ничего сложного. За этим увлекательным занятием даже не заметил, как пролетел остаток дня.

Выданные мне новые жёлтые перчатки к вечеру истрепались и почернели, лицо украшают несколько мазутных пятен, а ладони слегка щиплет от мелких мозолей. Но это пустяки. Главное, что уже завтра из депо выйдет и отправится в путь электровоз, который помог «вылечить» я.
источник....
Скучно... мне бы компанию... маленькую такую нефтяную компанию....
Ответить