Виртуальный сюрприз

Обсуждение последних новостей существующей системы железнодорожного транспорта России и зарубежных стран.
Ответить
Аватара пользователя
BigDen
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 536
Зарегистрирован: 29 окт 2011
Откуда: Бурятия Улан-Удэ
Репутация: 361
Контактная информация:

Виртуальный сюрприз

Сообщение BigDen »

Виртуальный сюрприз

Будущим машинистам «подстраивают» нештатные ситуации

Изображение

В Воронежской дортехшколе первыми на сети начали использовать тренажёр локомотива ЭП1М, позволяющий моделировать и отрабатывать любые ЧП – от появления на путях домашнего скота до пожара во встречном поезде.

«Это седьмой наш тренажёр. И примечателен он не только тем, что пока единственный на сети, но и тем, что разработан специалистами воронежского ООО «РусТехРесурс» совместно с нашим преподавателем», – рассказывает начальник дортехшколы Михаил Новиков.

Производство новинки в родном городе и при непосредственном участии преподавателя спецдисциплин Олега Мыскова позволило заметно сэкономить: воронежский тренажёр обошёлся в несколько раз дешевле аналогов, выпускаемых в Москве или Екатеринбурге, – всего в 3,5 млн руб.

«Я сам давал техзадание изготовителям и постарался сделать так, чтобы учебная техника отвечала современным требованиям», – рассказывает Олег Мысков.

Существующие тренажёры моделируют движение на экране, установленном перед машинистом. Там транслируется видеозапись участка пути, сделанная во время реальной поездки.
«Мы же используем 3D-изображение. Предусмотрено место как для машиниста, так и для помощника. С помощью двух экранов слева и справа возможен боковой обзор. Есть даже зеркала заднего вида, на которых виден состав», – говорит Олег Мысков.

На экран выводится не видеозапись поездки, а объёмная компьютерная картинка. Благодаря этому можно создать любую нештатную ситуацию. «Если крутится видеозапись, то машинист отрабатывает простую поездку. Ради его выучки не станут ронять перед поездом дерево, заваливать опору контактной сети, поджигать вагоны или выгонять на путь животных. Получается, что видеозапись – идеальная поездка, а компьютер позволяет смоделировать возможную реальную ситуацию», – объясняет главный разработчик тренажёрных комплексов «РусТехРесурса» Руслан Шихунов.

ЧП курсанту устраивает преподаватель. Он в реальном времени со своего рабочего места может «подстроить» не только неисправность в локомотиве, но и выброс пути, повреждение во встречном поезде и даже изменить погоду.

«К тому же программа учитывает все процессы, происходящие в локомотиве во время движения. Например, при включении тумблера не только загорается нужная лампочка, но и меняется характер работы всех причастных к этому действию систем, – объясняет Олег Мысков. – Если на тренажёре задать зимнюю поездку, то не просто поменяется картинка за окном, но изменятся параметры сцепления колеса с рельсом, иначе будут реагировать тормоза».

Кроме того, программа позволяет преподавателю выступить в роли поездного диспетчера или дежурного по станции и задавать маршрут движения. Например, если моделируется «окно» и поезд должен пойти по соседнему пути, то так и произойдёт.

«Благодаря находившимся рядом с нами разработчикам коррективы в программу мы вносили быстро. «РусТехРесурс» делает тренажёры для РЖД около четырёх лет, предприятие наработало опыт и даже создало у себя железнодорожное подразделение, выпустившее уже больше 70 тренажёров. Но иногда приходится им подсказывать, как выглядит та или иная неисправность в реальности», – объясняет начальник Воронежской дортехшколы.

«Когда нам потребовалось смоделировать выброс пути, мы просто попросили об этом разработчиков, не придав значения тому, что те могут просто не знать, как это выглядит. В результате перед машинистом появилось не искривление рельсового полотна, а весь путь вспучился так, что стал похож на трамплин. Вместе посмеялись, объяснили, теперь всё нормально», – вспоминает Михаил Новиков.

Довольны новой техникой и курсанты.

«Я впервые в дортехшколе и сначала обалдел и от старого тренажёра. А когда на новом «поехали»... я стоял у кресла машиниста около правого бокового окна. Картинка показалась настолько достоверной, что почудился толчок, как при начале движения», – говорит будущий машинист депо Кочетовка Константин Демидов.

Но будет и это. Пока на тренажёре иллюзию движения создают только экраны, но вскоре планируется установка динамического кресла. «Ещё предполагаем сделать убирающуюся заднюю стенку, чтобы полностью воссоздать кабину локомотива. Смонтируем дополнительный экран с сенсорным управлением, моделирующий работу в машинном отделении. С его помощью машинист и помощник смогут устранять «неисправности» в схемах. Причём определять их тип и способ устранения им придётся самостоятельно, а не выбирать из предложенных вариантов, как на прежних тренажёрах», – объясняет Олег Мысков.

Ещё одним нововведением стала видеотрансляция в учебную аудиторию. Курсанты могут следить за действиями коллег, анализировать их ошибки и перенимать опыт, не толпясь друг у друга за спинами.

Правда, с появлением нового тренажёра обострилась внутренняя проблема школы – нехватка кадров. «Сейчас я один обслуживаю уже семь тренажёров. Каждый мне надо включить, задать маршрут, а потом помогать заниматься курсантам. Очень тяжело, приходится разрываться, ведь по штату я должен работать всего с двумя-тремя тренажёрами», – говорит инженер Юрий Кустов.

Совсем скоро ему будет ещё труднее – в школу поступит ещё один тренажёр, только уже не ЭП1М, а ВЛ80. «Надо расширять штат, брать ещё одного-двух инженеров. Учебная база такова, что впору не только набирать на работу новых сотрудников, но и обучать курсантов с других дорог, то есть делать из школы полноценный учебный центр, – мечтает Олег Мысков. – Надо расширять площади и строить ещё одно общежитие. Учились же в нашей школе в советское время спецы службы автоматики и телемеханики со всей страны».

источник...
Скучно... мне бы компанию... маленькую такую нефтяную компанию....
Ответить