Стройка не кончается
Из Якутии железная дорога пойдёт к Магадану и на Чукотку
Вчера в якутском посёлке Нижний Бестях в присутствии сотен гостей было торжественно уложено «золотое звено» железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск.
С победой поздравил транспортных строителей и всех жителей северной республики Президент России Дмитрий Медведев. Он прилетел специально, чтобы принять участие в праздничной церемонии. И вместе с главой Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым обошёл экспозицию «этапов большого пути», пройденного транспортными строителями.
Как известно, строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск протяжённостью более 800 км началось ещё в 1985 году. Но только в 1992 году первый поезд пришёл в Алдан, а в 1995-м – в Томмот. Начинал стройку Минтрансстрой ещё в советское время, а завершать пришлось «Трансстрою». Финансирование много раз приостанавливалось и возобновлялось, пока федеральное правительство не решило: железной дороге до Якутска быть! И сегодня это одна из крупнейших транспортных строек страны.
В прошлом году строители корпорации «Трансстрой-Восток» уложили «серебряное звено» на Кердеме и обязались к концу 2011 года выйти с укладкой к реке Лене. И слово своё сдержали, успешно преодолев сложный 80-километровый участок.
Выступая на церемонии, Дмитрий Медведев отметил, что ввод в строй этого участка не завершает стройку. Нужно ещё перейти реку Лену и проложить рельсы до Якутска. «Мы это обязательно сделаем!» – сказал он.
И предложил приступить к укладке «золотого звена». Герой Социалистического Труда Александр Бондарь дал команду бригаде монтёров пути: «Уложить!» Это он и ещё один знаменитый строитель – Иван Варшавский состыковали когда-то рельсы БАМа. А потом Бондарь «прописался» в Якутии – на новой стройке. Его друг Иван Варшавский приехал, чтобы разделить радость: сбывается их общая мечта – совсем немного осталось до Якутска…
И вот настала щемящая сердце минута: над землёй зависло на мгновение звено и легло на стылую землю, на вечную мерзлоту…
Участвовавший в торжествах глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин назвал это событие знаменательным. «Новая линия должна соединить Якутию со стальными магистралями России, – подчеркнул он. – Теперь из Нижнего Бестяха есть выход на БАМ и Транссиб. Эта связь поможет снизить зависимость республики от северного завоза грузов и сделать более конкурентоспособной её экономику».
По его мнению, проект железной дороги придётся серьёзно дорабатывать, поскольку он пока выполнен по минимуму. Кроме того, нужно решить вопрос с переходом через Лену. Идут споры: строить мост или тоннель.
«Мне представляется, что мостовая переправа – более рациональное решение, – заметил Владимир Якунин. – Чем меньше вмешиваешься в вечную мерзлоту, тем лучше для всех. Но последнее слово – за государственной экспертизой».
А министр транспорта России Игорь Левитин после торжеств провёл совещание по вопросам развития транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия). Обсуждались проекты строек, которые улучшат транспортную доступность и качество жизни северян. В числе главных – железная дорога до Якутска, которая станет «хребтом» транспортной сети. По словам министра, «она открывает большие перспективы для развития всего Дальнего Востока».
Отгремят фанфары, погаснут фейерверки, и на стройке вновь закипит работа. Когда построят мостовой переход через Лену, можно будет ждать первого поезда в столицу северной республики.
Но и это только очередной этап большого пути. В Нижнем Бестяхе уже установлен километровый столб со стрелками: «до Якутска – 23 км», «до Москвы – 7853 км», «до Магадана – 1974 км», «до Аляски – 3850 км».
Отсюда пойдут рельсы дальше – к океану. О больших планах развития железных дорог на Севере говорил и президент страны, пообещав, что они будут реализованы в течение ближайших десяти лет.
источник...