Достаточно важным событием в железнодорожной жизни Великобритании стал тендер на оперирование региональной франшизой ScotRail - которая, как следует из названия, распространяется на всю территорию Шотландии. Согласно его результатам, новым владельцем ScotRail становится голландская компания Abellio (дочерняя от Nederlandse Spoorwegen), пообещавшая инвестировать миллионы фунтов в развитие отрасли. Таким образом, 1 апреля 2015 года закончится 11-летнее владение First Group этой франшизой, новому обладателю будут переданы все рейсы, кроме Caledonian Sleeper - который теперь будет развиваться отдельно, во владении Serco.
Abellio уже известна на британских магистралях под брендами Abellio Greater Anglia (Восточная Англия), Merseyrail (пригородная сеть Ливерпуля, совместно с Serco) и Northern Rail (Северная Англия, также совместно с Serco), теперь же этот список пополнится Abellio ScotRail. Контракт между национальным агентством Transport Scotland и Abellio заключён на 10 лет, с возможностью Transport Scotland разорвать его в одностороннем порядке в середине этого срока, если Abellio не будет справляться с возложенными обязанностями.
Кроме британской First Group и Abellio, в тендере также участвовали Arriva (Deutsche Bahn), MTR (Гонконг, будущий оператор London Crossrail) и National Expess: первый оператор ScotRail после приватизации)
Для пассажиров результаты контракта будут следующими :
- Стоимость проезда между 2 крупными городами Шотландии от £5 (£7.50 в салоне 1 класса)
- Уменьшенная стоимость проезда для не трудоустроенных
- Бесплатный WiFi на всех поездах
- Увеличение количества подвижного состава на 23%
- Велосипедная/железнодорожная сеть голландского типа
Кроме того, положительные изменения, разумеется, ожидаются и для железнодорожников.
Следует отметить, что результаты тендера оставили очень недовольными профсоюзы, а также лейбористскую партию Шотландии - которые считают, что куда более рациональным было бы вернуть ScotRail в государственную собственность.
Источник (BBC News - Dutch firm Abellio wins ScotRail franchise from FirstGroup
Поддерживая данные обещания о значительных инвестициях в развитие шотландского железнодорожного транспорта, будущий оператор ScotRail, Abellio, заявил о заключении сделки с Hitachi Rail Europe на поставку 70 электропоездов модели AT200 (ещё не получивших классификацию в рамках TOPS)- 46 3-вагонных, 24 4-вагонных к 2017 году. AT200 - новое, наряду с AT100 (пригордный электропоезд повышенной вместительности) предложение для британского рынка, предназначенное для пригородных, а также внутри- и межрегиональных рейсов, технические спецификации которого, на текущий момент (окончательно не утверждены) подразумевают длину вагона в 23 метра и конструкционную скорость в 140-200 км/ч (в случае Шотландии - привычные 160, или 100 миль в час) и поддержка обеих британских систем питания - 25 кВ переменного тока через КС, 750 В постоянного через 3 рельс, а также смогут проезжать до 30 км на не электрифицированных участках, используя аккумулятор.
Постройка будет осуществляться на заводе в Ньютон Айклиф (Newton Aycliffe), графство Дарем (Durham), который также будет работать над флотом Class 800/801 согласно программе Intercity Express Programme (IEP).
Кстати, родственник AT200, междугородний AT300, уже 5 лет исправно трудится в юго-восточной Англии (Кент), за именем Class 395 ("Javelin"), кроме того, к тому же AT300 относятся и Class 800 и 801.
Полномасштабные макеты AT100 и AT200 были представлен 2,5 месяца назад, 10 июля 2014.
Спойлер
Источники : BBC News - Hitachi to supply trains for new ScotRail firm
Railway Gazette - Hitachi unveils modular EMU designs