Железная дорога на орбиту
- BigDen
- Эксперт
- Сообщения: 536
- Зарегистрирован: 29 окт 2011
- Откуда: Бурятия Улан-Удэ
- Репутация: 361
- Контактная информация:
Железная дорога на орбиту
На огромной территории космодрома уникальная железная дорога, которая имеет невероятную функциональную нагрузку. Будто главная кровеносная артерия она дает жизнь всему огромному организму космодрома. Отвечает за эту работу организация с символичным названием "Космотранс".
"У нас 15 железнодорожных станций, свое депо, свое железнодорожное хозяйство, 57 вагонов, 150 километров главного пути", — рассказывает начальник комплекса железнодорожного обеспечения КЦ "Южный" Николай Ефременко.
Тепловозы везут ракетчиков на далекие площадки, спутники в монтажно-испытательные корпуса, ракеты-носители к старту. Бытующая на космодроме фраза, что все ракеты улетают из железнодорожного тупика – не преувеличение. Из года в год не меняется главное — время вывоза: "Союз" — в 7 утра, "Протон" — в 6.30.
"Чтобы вывезти ракету, надо очень ее аккуратно, мягко везти, без толчков. Она этого не любит", — рассказывает диспетчер Владимир Ильин.
Скорость – от 2 до 5 километров в час. И никакой качки. Ракете это противопоказано. Николай Федорович на вывозе всегда. У него здесь свои традиционные точки для наблюдения. Говорит, что каждый вывоз особенный, но запоминается, конечно, первый.
"Запомнил все. Тогда я не руководителем работал. Был простым исполнителем. Бегал, как мои подчиненные сейчас", — вспоминает Николай Ефременко.
От вывоза тяжелого "Протона" — особое впечатление. Целый состав медленно перемещает гиганта к старту. Однако старожилы говорят, вот в ноябре 88-го было зрелище. Тогда два мощных тепловоза по параллельным веткам на специальной тележке вывозили на старт связку "Энергия-Буран".
"Мы видели. Я на смене был. Сидели, смотрели, удивлялись, какие огромные машины", — вспоминает машинист тепловоза Мулдаба Жаримбетов.
Сегодня здесь уже нет тех тепловозов, на которых вывозили триумф отечественного ракетостроения. Также как и не осталось рельсов с царским клеймом, которые вели к стартовой площадке. Но осталась память и рассказы отца, после которых и пришел на космическую железную дорогу Александр Носов.
"Он машинистом отработал, попал сюда в Тюра-Там, засекреченные машинисты тогда были. В 57 году здесь был паровоз, который на пьедестале стоит. Отец возил на нем щебенку сюда, строительство открывалось, воду возил для солдат", — рассказывает начальник локомотивно-вагонного депо Александр Носов.
Ныне "отцовский" паровоз – на пенсии, украшает вход на станцию Городская. Для горожан и гостей Байконура – просто памятник. А для местных путейцев – символ славной истории покорения космоса, в которой железная дорога сыграла одну из главных ролей.
Видео.
источник...
Скучно... мне бы компанию... маленькую такую нефтяную компанию....
- dreamlight777
- Профессор
- Сообщения: 2166
- Зарегистрирован: 06 янв 2012
- Откуда: Башкортостан
- Репутация: 1196