Экскурсия в Гуамское ущелье

Форум для фотографий, скриншотов, видеозаписей, посвященных железнодорожной тематике.
Ответить
Аватара пользователя
fighter2012
Ветеран
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 07 мар 2011
Откуда: Россия
Репутация: 1329

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение fighter2012 »

Вышедший недавно маршрут от G-trax узкоколейной железной дороги Дуранго Сильвертон не оставил меня равнодушным к малому брату стандартной железнодорожной колеи. Удивительно, но именно это дополнение повлияло на окончательный выбор отдыха на майские праздники – дневная поездка в Гуамское ущелье, расположенное в горной части Краснодарского края, в Апшеронском районе. В этом ущелье расположена одна из немногочисленных в нашей стране туристических узкоколейных железных дорог.

Впечатления не передать словами и теми фотографиями и видео, что Вы увидите ниже…

Но в начале немного истории…

Гуамский каньон образовался в следствии протачивания относительно мягких пород известняка бурной рекой Курджипс. После ледникового периода на месте большой карстовой воронки Северо-западного каньона, там, где сейчас расположен поселок Мезмай, находилось горное озеро. Вода из озера вытекала к равнине между Лагонакским и Гуамским хребтами.

Интересно происхождение топонима (т.е географического названия) Гуамка, которое носят ущелье и поселок близ него. Туристам рассказывают несколько версий

1. По одной из версий название происходит от имени храброго война Гуама, под предводительством которого в 1717 году адыги заманили в это ущелье 5-тысячное войско крымского хана Давлет-Гирея и почти полностью уничтожили его.
Вот как описывает это событие Джафар Чуяко: «Упорно сопротивляясь, адыгейцы отступали в глубь гор. Река Курджипс указывала им путь. Река привела горцев в Гуамское ущелье. Турецкий отряд не отставал от них. Воины мирзы-бея надеялись перебить горцев в узком ущелье, погруженном в полумрак... Едва последний солдат неприятеля ступил на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в молчаливом лесу раздался пронзительный свист. Ударяясь о каменные стены многократно усиленным эхом, свист заполнил все ущелье. С крутых вершин покатились вниз с шумом и грохотом огромные камни. Враги не успели опомниться, как вход и выход из ущелья оказались закрытыми. Нет входа! Нет выхода! Чужеземное войско осталось в ловушке замкнутого коридора. Яростным градом катятся с вершин огромные камни, сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса... Вражеские солдаты срываются вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневный Курджипс. Несет врагов вода, швыряет их с силой об острые камни, сбрасывает в пенящиеся водопады...»

2. По другой версии, в переводе с адыгейского слово Гуама связано с дикими пчелами, намекая на то, что жители села Гуамка издавна занимались бортничеством (собирание меда диких пчел).

3. Некоторые утверждают, что Гуама в переводе означает «неприятное сердцу», не без основания намекая на кровавое прошлое ущелья.

Не менее интересна оказалась история ущелья новейшего периода времени, которая объясняет появление железной дороги в ущелье:

Советскому государству с момента начала индустриализации нужна была древесина в больших количествах. Её нашли в верховьях Курджипса. Но на пути стояло узкое Гуамское ущелье. Был найден типичный для тех времен выход - прорубить нишу в стене ущелья и пустить по ней полотно узкоколейной железной дороги.

Строительство узкоколейной железной дороги сквозь Гуамское ущелье, стало огромным испытанием для многочисленных заключенных ГУЛАГа. Прорубить в отвесной сколе полку для прокладки железнодорожного полотна стоит титанических усилий. Основной инструмент строителей - взрывчатка, кирка и лом, лопаты применялись мало - взорванная порода валилась в Курджипс. Работали в основном нависая над ущельем на страховочных тросах. Перед взрывом прятались за выступ скалы или забивались в расщелину: если каждый раз перебираться далеко, многого не сделаешь. Только ручная и сугубо опасная работа. В ущелье отчетливо понимаешь всю неукротимость природы, ее лишь кажущуюся подвластность человеку.

В первую пятилетку (1928 - 1932 г.г.) восьмикилометровая узкоколейка сквозь ущелье, соединила прежде почти автономный Мезмай, поселок расположенный по другую сторону ущелья с остальным Краснодарским краем.

Итак, любая экскурсия в Гуамское ущелье начинается с прибытия в поселок Гуамка, где уже можно увидеть часть узкоколейной железной дороги:
Спойлер
Изображение
Краткая информация для приезжих
Спойлер
Изображение
На пути к станции. Меня кстати всегда интересовала, что за скошенные рельсы кладут на мостах между основной колеей. Я так понимаю для безопасности, но может кто пояснит поточнее.
Спойлер
Изображение
Изображение
Изображение
Участок дороги, где курсирует поезд серьезно охраняется - легко попасть на узкой тропе под движущийся локомотив. с обеих сторон дорога огорожена высоким забором. Присутствуют сотрудники полиции.
Спойлер
Изображение
Изображение
Наконец поезд прибывает. Локомотив и вагоны опрятного вида. Первый раз в живую вижу узкоколейный транспорт :) :
Спойлер

Красавец ТУ8 Камбарского машиностроительного завода. Из-за мер безопасности в кабину не пускают :(
Спойлер
Изображение
Изображение
В салоне одного из вагонов. Кстати их в составе 3, но все равно приходится прилично подождать в очереди, чтоб уехать: наплыв туристов из разных регионов страны впечатляет.
Спойлер
Изображение
Итак, отправляемся:
Спойлер

Спойлер
Изображение
Изображение
Прибытие на конечную станцию. Не интересовался пока точно, как она называется, может и никак, но я ее назвал "Закусочная "1707"" по вывеске на кафе, которое можно увидеть на фото внизу:
Спойлер
Изображение
Изображение
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось fighter2012 07 май 2012, 15:38, всего редактировалось 2 раза.
Изображение
Аватара пользователя
Loco
Магистр
Магистр
Сообщения: 962
Зарегистрирован: 30 апр 2012
Репутация: 260

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение Loco »

Спасибо, замечательный рассказ. И конечно очень красиво, а природа там... сам 25 лет прожил в Ростове.
ПС конечно старенький, но вижу за ним следят, ухаживают, это радует, ведь действующие узкоколейки можно по пальцам пересчитать...

P.S. "Продолжения банкета" ждем с нетерпением :).
Изображение
Аватара пользователя
fighter2012
Ветеран
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 07 мар 2011
Откуда: Россия
Репутация: 1329

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение fighter2012 »

Выложил в первом посте видео с поездкой на поезде в глубь ущелья.
Изображение
Аватара пользователя
Loco
Магистр
Магистр
Сообщения: 962
Зарегистрирован: 30 апр 2012
Репутация: 260

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение Loco »

Да... на 7:25 поворотик я вам скажу... =) Спасибо за видео!
Изображение
Аватара пользователя
fighter2012
Ветеран
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 07 мар 2011
Откуда: Россия
Репутация: 1329

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение fighter2012 »

...итак, продолжение фото- и видеоотчета:
На станции можно увидеть самодельный аппарат местных кулибиных, он курсирует для туристов до конца маршрута, вернее до того места, где маршрут обрывается (сель несколько лет назад смела приличный кусок железной дороги):
Спойлер
Изображение
а также вот такое оригинальное ответвление в минидепо для мотодрезин:
Спойлер
Изображение
начало пешего маршрута и самые замечательные виды:
Спойлер
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Спойлер

Мост через речку Сухая балка - приток Курджипса. Во время Великой отечественной войны сыграл важную роль в судьбе города Сочи. Немецкие войска пытались прорваться через Гуамское ущелье к Сочи, который в то время представлял собой город-госпиталь, однако отряду советских партизан дважды удавалось подрывать мост вместе с захватчиками, о чем гласит памятная доска укрепленная на скале. Увидев следующие фотографии можно только поразиться самоотверженности советских бойцов, как можно было подобраться к мосту в таких непроходимых местах. Виды представленные на некоторых местах не уступают красоте маршрута Дуранго-Сильвертон:
Спойлер
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Спойлер

Еще несколько красивых видов:
Спойлер
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Железнодорожный путь и вид на обвал, разрушивший путь, который в этом месте уже частично разобран:
Спойлер
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Маршрут продолжается и далее до самого поселка Мезмай, на него можно выйти пройдя через эти дебри:
Спойлер
Изображение
Изображение
Последний раз редактировалось fighter2012 13 май 2012, 00:36, всего редактировалось 3 раза.
Изображение
Аватара пользователя
pavelspb85
Профессор
Профессор
Сообщения: 1057
Зарегистрирован: 03 июл 2011
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 489
Контактная информация:
Pashtinio аватар
Загрузка…

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение pavelspb85 »

А что за деревяха возле типа стрелки?
Я сначала подумал что это AWS.. =)
:pop:
Аватара пользователя
fighter2012
Ветеран
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 07 мар 2011
Откуда: Россия
Репутация: 1329

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение fighter2012 »

pavelspb85 писал(а):А что за деревяха возле типа стрелки?Я сначала подумал что это AWS..
я тоже так подумал: http://railworks2.ru/viewtopic.php?f=4&t=37&start=80
Изображение
Аватара пользователя
pavelspb85
Профессор
Профессор
Сообщения: 1057
Зарегистрирован: 03 июл 2011
Откуда: Санкт-Петербург
Репутация: 489
Контактная информация:
Pashtinio аватар
Загрузка…

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение pavelspb85 »

это не плагиат был,я если честно не обратил внимания на это в той теме,только сейчас заметил(и деревяшку тоже) :)
:pop:
Аватара пользователя
fighter2012
Ветеран
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 07 мар 2011
Откуда: Россия
Репутация: 1329

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение fighter2012 »

pavelspb85 писал(а):не плагиат был
не, я ж и не обвиняю в плагиате, а просто здорово, что не только я это заметил.
Изображение
Аватара пользователя
Vorohta
Эксперт
Эксперт
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 16 янв 2012
Откуда: Калуга
Репутация: 403

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение Vorohta »

fighter2012! Спасибо за прекрасный экскурс в такое удивительное природное место и к такой дороге!Дай Бог ей жить/в наших современных условиях и тенденциях,когда разбирают не только узкую колею,но исчезают целые, магистральные в прошлом линии широтных ходов!Причем без оглядок и сожаления!Для меня это очень печально,многим из них можно найти примение/туристическое,экскурсионное с каким-нибудь РА2 и пр пр./А насчет рельсов внутри основной колеи на мостах-это, так называемые, контр рельсы-их функция удержать подвижной состав на инженерном сооружении/мосту,виадуке и пр.при сходе, не дав ему свалиться,в расчете,что при сходе колесной пары с рельсов она будет удержана этими рельсами/колесо окажется на шпале,но между двумя направляющими-основным рельсом и контррельсом.
Аватара пользователя
fighter2012
Ветеран
Сообщения: 2993
Зарегистрирован: 07 мар 2011
Откуда: Россия
Репутация: 1329

Экскурсия в Гуамское ущелье

Сообщение fighter2012 »

Vorohta писал(а):А насчет рельсов внутри основной колеи на мостах
Вот спасибо за объяснение :). давно что-то такое думал, но хотелось подтвердить у знающих людей. Спасибо.

---- добавлено позже ----

Рад, что понравилось тем, кто проголосовал за пост :) кстати, это ведь еще не окончание. Впереди еще много "вкусностей" :)

---- добавлено позже ----
Vorohta писал(а):в наших современных условиях и тенденциях,когда разбирают не только узкую колею,но исчезают целые, магистральные в прошлом линии широтных ходов
Здорово б было увидеть виртуальные экскурсии других форумчан, которые своими фото и видеокамерами запечатлели железные дороги и рассказали их историю. Знаю, например, лосево58 начинал рассказывать о железной дороге в окресностях своей малой родины.
Изображение
Ответить